По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности

Битва амазонок. Картина Ансельма Фейербаха. 1873 год Nürnberger Opernhaus, Foyer

1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами

Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распро-странены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У жен-щин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспи-тывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам.

В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бо-роды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два историче-ских периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «По-чему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К истори-ческим реалиям они не имеют никакого отношения.

2. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов есть институт полиандрии (много-мужества)

По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответ-ствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандри-ческом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические иссле-дования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выжи-вания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается от-гонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к не-му прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, кото-рую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.

3. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов сохранилась матрилинейность

Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земле-делию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.

Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тро-брианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Кос-вен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом ма-тери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на зем-ле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.

4. Матриархат существовал, потому что у неко-торых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)

Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.

Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в ка-честве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Един-ственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это по-нятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального поло-жения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.


Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года The Trustees of the British Museum

5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографиче-ские данные, доказывающие его существование

Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материа-лах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно па-дало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируе-мых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находить-ся только в руках женщин.

Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости вы-ровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам изби-рательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концеп-ция существования в глубокой древности матриархата (изначально называв-шегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это есте-ственное положение дел, и к нему необходимо вернуться.

Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масш-табной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Морга-на, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не слу-чайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проб-лемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные поле-вые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоя-щем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы. 

Матриархат - форма общества, в которой лидером являются женщины, в особенности матери семейств. При таком укладе имущество передается только по женской линии, женщины имеют права на детей вне зависимости от своего положения и вообще доминируют. Матриархат – довольно загадочная страница в истории человечества.

Сомнения в том, что повсеместно у человеческих культур был патриархальный уклад жизни, проявились в XIX веке. Исследователи полагали, что на раннем этапе человеческого развития в обществе был только матриархат. Собирательство, считавшееся исключительно женским занятием, постепенно перерастало в мотыжное земледелие, что повышало социальный статус женщины. При дальнейшем развитии земледелия, появлении более совершенных орудий труда, матриархат сдал свои позиции, по крайней мере - на Западе, в Старом Свете, на Руси и т.д. Однако, несмотря на это, в некоторых культурах и по сей день женщина играет главную роль.

1. Мосуо
Эта народность проживает в Китае и в предгорьях Тибета. Является самым известным из матриархальных сообществ, сохранившихся до наших дней. В главе каждой семьи мосуо стоит женщина–матриарх. Ее слово – закон. Родство ведется по женской линии, собственность передается от матери к дочери. Женщины руководят бизнесом и принимают ключевые решения. Среди мосуо нередко явление гостевых браков, когда женщина выбирает себе мужчину и ходит к нему в гости. Слово «муж» им не знакомо. Часто дети попросту не знают, кто их отцы, так как матери часто меняют партнеров.

2. Минангкабау
Этот народ проживает на западе острова Суматра в Индонезии. Здесь правит матриархат. Женщины управляют экономикой и обществом. Мужчинам отданы такие сферы как политика и религия. Всё имущество у минангкабау передается от матери к дочери. Главной в семье является мать. Муж может спать с женой в ее доме, но рано утром он одевается и всегда уходит в материнский дом. Поселения этого народа нередко делятся на мужские и женские. С 10 лет мальчики живут среди мужчин, где изучают религию и ремесло.

3. Акан
Этот народ населяет территорию Ганы, и его традиции держатся на фундаменте матриархата. В любом вопросе решающее слово стоит за женщиной. Мужчины занимаются политикой и общественной деятельностью.

4. Брибри
Проживает данное племя на территории Коста-Рики, на границе с Панамой. Индейцы брибри организованы в сплоченные кланы родственников. Они занимаются земледелием и охотой, практикуют бартер. В каждом клане главную роль играют женщины. Только им позволено владеть землей и обретать её по наследству. Только женщины имеют право правильно готовить какао, которое используется в религиозных ритуалах брибри.

5. Гаро
Нород живет в индийском штате Мегхалайя и придерживается традиций матриархата. Имущество и земля у гаро передается от матери младшей дочери. Но руководящие посты уже принадлежат мужчинам. После женитьбы муж переходить жить к жене. Более того, по инициативе жены брак может быть и расторгнут, и никакой дурной репутации на женщину это не наложит.

Где на земле сохранился матриархат?

Матриарха́т (греч. μήτηρ, μάτηρ, «мать» и ἀρχή, «господство, начало, власть») - форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежит женщине, матери. Матриархат - общество, где доминируют женщины. Это одна из древних традиций организации, где главой семьи была мать.

Minangkabau. Это сообщество живет на Западе Суматры и насчитывает около четырех миллионов человек; считается самым большим и стабильным обществом такого типа в современном мире. Его основной признак - матрилинейность. В связи с той путаницей, которая внесена сегодня в определение матриархата, учёные остерегаются называть это общество матриархальным, а осторожно именуют матрилинейным.
Народ Mosuo из юго-западного Китая (возле озера Lugu на границе провинции Сычуань и Юньнань).
Народ острова Minicoy (к востоку от полуострова Индостан).
Община Nair в штате Керала на юге Индии (её называют «матрифокальной»), согласно исследованиям антрополога R. L. Smith. Традиционная семья Nair состоит из матери и ее детей, живущих вместе с их старшим братом по матери или старшим дядей по матери. Последние называются словом karanavan. Karnavan уполномочен распоряжаться делами семьи. До недавнего времени наследниками собственности семьи были женщины, мужчинам только позволялось использовать собственность на протяжении жизни этих мужчин. Фамилии членов общины имели префикс, идущий от семьи матери, а основой фамилии была фамилия дяди матери. При разделе собственности женщины общины имели преимущественное право на доли собственности. Так, брат получит одну долю, но сестра и её дети и внуки получат каждый по такой же доле. После 1975 года такой порядок был упразднён.
Племена Guajiro (Колумбия)
Существуют взгляды, что современные модернизованные общества, например, СССР и постсоветские страны, могут быть матриархальными, то есть такими, в которых в семье и общественной жизни доминируют женщины.
Многие госудраства Европы к примеру Германия, Англия по своей законадательной сущности матриархальные государства, что вынуждает мужчин отказываться от детей, так как детей всегда могут навсегда отобрать как у Каррьер, Матьё , что приводит к вырождению коренного населения.
Государство Израиль, еврейские общины, базирующиеся на ортодоксальном и консервативном Иудаизме. Согласно Халахе (еврейскому религиозному закону) евреем считается только потомок матери-еврейки (её дети и дети её дочерей). Человек родившийся от отца-еврея и матери-нееврейки не считается евреем

Древнегреческие мифы о воинствующих амазонках, отводивших мужчинам роль рабов, наталкивают на мысль: в истории человечества был период развития, который позже получил название «матриархат». Мы решили выяснить, так ли это, а заодно проверить, существуют ли сегодня страны, где главной в роду считается женщина, а мужчине отводится второстепенная роль.

Матриархат: характерные черты

Слово «матриархат» образовано от двух греческих лексем «мать» и «власть» и обозначает общественный уклад, при котором лидирующая роль отводится женщине. Те, кто считают, что суть матриархата заключается в обмене социальными ролями между мужчиной и женщиной, ошибаются.

При матриархате, называемом также матрицентрическим обществом, никто не заставляет мужчину выполнять традиционно женские обязанности по уходу за детьми и работу по дому — этим занимается женщина. Но одновременно она является главой рода со всеми вытекающими последствиями: наследование ведется по материнской линии, женщина наделяется правом иметь несколько мужей или любовников, ей принадлежит решающее слово в рассмотрении всех вопросов.

Особенности современного матриархата

Следует отметить: в современном мире матриархат в чистом виде не существует. Есть лишь некоторые народности, у которых присутствуют отдельные характерные черты матрицентрического общества:

  • матрилинейность — наследование по материнской линии. Такой обычай существует у одной из народностей, проживающих на территории Китая. Она называется мосо. Ее представительницы живут родами, в которых нет места мужчинам: управление делами семьи, воспитание детей и обеспечение пропитания взяли на себя женщины.

Имущество передается от матери к дочери, муж правом наследования не обладает. Более того, он не является членом семьи, не живет с женой, а лишь приходит к ней по ночам. Да и мужем его назвать нельзя: такое понятие народу мосо не знакомо. Мужчина для них — всего лишь партнер на ночь, правда, смена партнера в обществе порицается;

  • матрилокальность — супруг переходит в род жены и берет ее родовое имя. Эта особенность характерна народу кхаси, проживающему на территории Индии. Мужчины кхаси не только не имеют собственного жилья, но также не могут становиться наследниками и давать свое имя детям.

В семье жен они находятся в угнетенном положении, зато в семье сестры брат может занять почетное место ее советника. В 1990 году мужчины кхаси попытались поднять бунт, но из 80 тысяч представителей сильного пола против женского самоуправства восстала всего тысяча. Выходит, большинство из них устраивает существующее положение вещей;

  • групповой брак или полиандрия. Групповой брак предполагает такое устройство общины, при котором женщины одного рода могут иметь сексуальные связи со всеми мужчинами рода.

Полиандрия означает многомужество. Обычай иметь нескольких мужей сохранился у некоторых народностей Тибета, правда, связан он не с любвеобильностью местных женщин и не с их желанием доминировать в семье.

Все гораздо проще: согласно традициям, за невесту необходимо платить выкуп, но в бедных семьях, где воспитывают нескольких сыновей, денег на это нет. Поэтому был найден выход: платится один выкуп, на девушке женится старший сын, а женой она становится всем.

История матриархата

Понятие «матриархат» появилось благодаря работам ученых XIX века И. Я. Бахофену и Ж.-Ф. Лафито, которые утверждали: в истории развития человечества была эпоха матриархата . К сожалению, ученые мужи не смогли привести достоверных доказательств данной теории, а потому до сих пор вопрос, правили ли когда-либо женщины этим миром, остается открытым.

Правда, современные историки допускают, что во времена первобытнообщинного строя период матриархата все же был. В какое-то время в укладе жизни первобытного человека произошел перелом: исконное занятие мужчин — охота — отошла на второй план, уступив место мотыжному земледелию и собирательству, которыми занимались женщины. Одновременно возросла роль женщин в жизни общества.

Относительно мифических амазонок историки тоже не могут прийти к общему мнению. Одно из первых упоминаний о них содержится в произведениях Гомера, из которых следует: местом обитания воительниц было побережье Черного моря (юг Украины). В трудах древних историков амазонки не фигурируют, однако современные раскопки говорят в пользу их существования. Курганные захоронения женщин, в могилах которых лежало оружие, косвенно свидетельствуют: его владелицы были воинами.

Матриархат и патриархат: что лучше?

Вопрос, какой уклад жизни лучше — матриархат или патриархат — не корректен по своей сути. Матриархат в семье , когда женщина берет на себя ее материальное обеспечение и решение всех проблем — от прописки ребенка до ремонта квартиры, заставляет представительниц слабого пола становиться жестче и решительнее, а их супругов — сдавать позиции, занимая пассивное положение.

Такое положение вещей противно женской природе, инстинктивно женщина стремится найти сильного мужчину, способного защитить и взять заботы на себя.

Однако и патриархальное устройство общества, когда жене отводилась роль бессловесного придатка мужа, современных леди уже не устраивает. Они дали это понять, организовав движение за свои права - феминизм, благодаря которому представительницы прекрасного пола сегодня имеют право голоса, могут работать на тех же должностях, что их коллеги-мужчины, и обладают другими преимуществами, о которых дамы XIX века могли только мечтать.

Некоторым этого оказалось мало, они решили научиться манипулировать мужчинами, как например, создательницы популярного блога «Матриархат лайт».

Постепенно наши современницы отвоевывают себе территорию в мире мужчин, главное, чтобы им хватило мудрости вовремя остановиться.

Ознакомьтесь с версиями ученых о том, каким был матриархат — видео на нашем сайте:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png