Шов полукрест или, как его еще называют, неполный крест, широко используется в технике вышивания. Особую популярность он приобрел после появления блочных, плотных тканей. Вышивка полукрест используется сама по себе в отдельных картинах, фрагментах и сюжетах изображений. Стежки ложатся на полотно красиво и ровно. Вышивка выполняется с минимальным расходом ниточек.

Вышить картину крестом или полукрестом?

На этот вопрос нет однозначного ответа, потому что оба варианта хороши и, более того, прекрасно сочетаются между собой. Объединение даст эффект трехмерного изображения, позволит выделить рельеф картины.

Обычно полукрестом берутся вышивать фон, тень, затеняющие элементы, оттенки. Такой рисунок выглядит легче, прозрачнее и отлично «разбавляет» картинку, придает невесомости вышитому объекту.

Как вышивать полукрестом начинающим рукодельницам?

Все мастерицы любят его за легкость выполнения, его сделать гораздо быстрее, чем обычный крестик. А для начинающих он будет легким примером для тренировки. Сейчас речь пойдёт именно о полукресте, а не о схожем гобеленовом стежке. У техники такой вышивки нет ничего сложного и непонятного, вам нужно просто выполнить ряд стежков по диагонали.

Считается, что заполнять объект гораздо удобней горизонтально и тогда изнанка покроется ровными вертикальными рядами. То есть название техники говорит само за себя. Вы просто выполняете половину обычного крестика - одну диагональ.

Сначала нужно поднять иглу на лицевую сторону рисунка на левый нижний угол. Потом выполним стежок по диагонали в правый верхний угол и вкалываем иглу на изнаночную сторону в левый нижний угол клетки. Опять делаем диагональный стежок. Таким образом делаем ряд диагональных стежков слева направо. Не очень привычно делать проколы не к себе, поэтому для удобства можно перевернуть работу, пока рука не привыкнет к такой технике.

В какую сторону надо вышивать полукрест?


Направление вышивки может быть в любую сторону: как справа налево, так и наоборот. Автор или производитель схемы обычно указывают в инструкции к вышивке, в какую сторону должны быть уложены рядочки. Читать инструкции разработчика важно, потому что от направления часто зависит общий смысл картины, ее очертания и логика рисунка. Полезным будет научиться вышивать во всех направлениях, чтобы не сбиваться при вышивании разных картин.

Если в схеме присутствуют и крестик, и полукрест, то схема стежков должна быть в ту же сторону, в которую проходит верхний стежок крестика. Это будет выглядеть правильно и аккуратно.

Как правильно сделать вышивку полукрестом

Заметим еще один важный факт. Если один ряд вышит снизу вверх, то следующий непременно наоборот - сверху вниз. Это нужно для того, чтобы предотвратить провисание ниток с изнанки. При этом выбранное направление остается всегда без изменений. Техника состоит в том, что одна клетка равняется стежку. Схема вышивания должна обязательно соблюдаться. По описанию этого принципа становится понятно, как вышить нижний полукрест - просто закрепить последний шов в конце ряда.

Если сравнивать участки, которые выполнены крестом и полукрестиком, то невооруженным глазом видно, что крестик выглядит намного темнее. Плавный переход к светлым тонам может быть достигнут при помощи уменьшения сложений с 3-4 до 2-1.

Часто вышивку полукрестом путают со схемами «петит » или так называемой гобеленовой вышивкой. Внешне эти два вида не отличаются, а вот техника их вышивания принципиально разная. Отличия в вышивании заметны с изнанки, именно по причине разной техники. При всем этом их схема может быть абсолютно идентичной.

Полукрестик имеет стежок с изнаночной стороны, который делает самое минимальное расстояние между двумя нитями лицевой стороны. Вышивка петит с изнаночной стороны выглядит как косая диагональная вышивка, которая проходит по большим отрывкам между следами выхода нитки.

Частое применение петит находит при общей зашивке любой поверхности. Этим способом достигается достаточная плотность и равномерность зашивки. Если нужно сделать эффект гобелена, его идеально заменит наш шов. В этом случае используем технику, когда вышить нужно крестик и полукрест с чередованием по очереди.

Петит обычно вышивют на специальных гобеленовых тканях: кордова, страмин и ткани, у которых плетение через нить. Это - корзинное плетение. Полукрест делается на тканях блочного плетения. Эта ткань - Аида. Можно воспользоваться и тканью через две нитки основы, а иногда и через нить основы.

Можно выделить основные плюсы вышивания полукрестом:


  • высокая скорость вышивания, по сравнению с другими техниками (особенно петит или обычные крестики);
  • малый расход ниточек для вышивания;
  • внешний вид отличается глубиной тона и позволяет играть с насыщенностью цвета путем изменения количества сложенных ниток.

Минусом техники является только неаккуратность по сравнению с крестиками, особенно с изнаночной стороны. Однако этот минус легко убирается с приобретением опыта вышивания.

  • Для разных схем разработчики могут применять различны наклон стежков. Поэтому, перед выполнением вышивки по схеме, изучите инструкцию повнимательней. За основной принято принимать наклон слева направо, то есть нижняя часть полного креста. Но есть и такие схемы, где применяются разные наклоны стежков;
  • Этот вид вышивки позволяет явно увидеть все недостатки на лицевой стороне. Поэтому не обращайте внимания на изнанку, сосредоточьтесь на внешнем виде вышивания. Очень внимательно нужно совершать переход из ряда в ряд, последний стежок первого ряда и первый следующего требуют особого внимания;
  • Чтоб нитка не перекручивалась, как можно чаще отпускайте нитку свободно свисать. Под весом иглы нить сама раскрутится;

  • Имейте в виду, что с изнаночной стороны полукреста одиночные вертикальные колонки, а не двойные, как при вышивке крестом, поэтому концы нитки, которые вы закрепляете под нитками изнанки, должны быть длиннее, а количество стежков – больше. Если вам необходимо сделать одиночный темный полукрестик в окружении более светлых, есть риск, что конец темной нити, пропущенный под светлыми, будет просвечиваться через ткань. Это испортит цветовую схему рисунка. В этом случае, вы должны взять нить в одно сложение и дважды повторить косой стежок, закрепив темную нить под ней же самой;
  • Вышивка этим стилем требует аккуратного обращения, при перемещении пялец или рамы в местах, где ткань зажимается, стежки могут деформироваться. Используйте пяльцы больших размеров, или снимайте пяльцы каждый раз, когда делаете перерыв в работе;
  • Не пугайтесь, если вам кажется, что прямоугольная форма вышивки в технике полукрест поменяла свою форму в сторону наклона стежков, при оформлении картины мастер, натягивающий ткань, легко это поправит;
  • Если вы не пользуетесь канвой, вышивая неполным крестом, не делайте стежки слишком тугими, от этого на ткани могут появиться дырочки, что подпортит внешний вид работы;
  • Вы можете добиться очень интересного эффекта, используя на белой однотонной канве нитки меланжевой расцветки. Фон будет переливаться и играть, это оживит любую самую скучную картинку;
  • Сейчас стала известна техника, при которой вышивальщицы при большом объеме работы с диагональным стежками, применяют сразу две техники: гобелен и полукрест. Этот прием позволяет сохранить форму вышиваемого объекта и создать более ровную поверхность вышивки. Просто необходимо чередовать ряды с похожими стежками.
  • Урок по технике вышивки «полукрест»

    Натягиваем ткань на рамку. Лучше, если это будет канва. Для тренировки возьмите одинарную темную или яркую нить мулине;

  • Протяните ее в игольное ушко и соедините концы;
  • Возьмите простой узор и определите, в каком месте он будет расположен на ткани. Начинать следует с верхнего левого угла;
  • Первый стежок выполняется из нижнего левого угла клетки, на картинке точка №1. Иглу выводите с изнаночной стороны, оставив свободным хвостик нитки;
  • Иглу вводите в верхний правый угол в точку №2, протягивая нить с лица на изнанку. Первый стежок выполнен;
  • В следующем по рисунку квадрате начинайте стежок также, как и в первом, с нижнего левого угла из точки №3. При этом, на изнанке свободный конец нитки пропускайте по ткани под вертикальными стежками;

  • В первом ряду выполните необходимое число стежков, затем переходите на второй ряд;
  • Во четном ряду стежок начинается из верхнего правого угла. Иголка выводится с изнаночной стороны, затем выводится с лицевой в нижний левый угол;
  • Таким образом, чередуя нечетные и четные ряды, выполняется весь рисунок до конца. В этом случае с изнаночной стороны и получаются ровные ряды из вертикальных стежков.
  • Видео: техника вышивки полукрестом


    Чередование техники полукрест и гобеленового шва

    Гобеленовый шов, представленный на картинке, при первом взгляде не отличается от неполного креста. Однако, на изнанке мы видим совсем другую картинку: ряд еще более косых стежков, чем на лицевой стороне, но с тем же наклоном.


    Если использовать только технику полукрест, то возможность легкой деформации готовой картинке значительно выше, чем при чередовании двух техник. Происходит это из-за того, что при вышивании неполным крестом, клетка стягивается вертикальными изнаночными стежками и становится похожей на прямоугольник. Это незаметно, если объем вышивки полукрестом небольшой. Но если вышивается большая площадь, то изменения рисунка не избежать. При гобеленовой технике перекос клетки тоже существует, но не такой сильный. Для уравновешивания перекосов и используется двойная техника.

  • При чередовании двух техник, первый ряд выполняется таким же образом, как и при технике полукрест;
  • Во втором ряду на смену полукресту приходит гобелен. В первой клеточке второго ряда начинаем выводить иглу с нижнего левого угла, затем вводим в верхний правый;
  • Второй стежок выполняем также, как первый;
  • Изнаночная сторона выглядит не так красиво, как при полукресте, зато на лице нитки ложатся более ровно. Это обусловлено тем, что игла вводится с изнанки только в свободные дырочки канвы. Таким образом, не происходит вытягивание нитей уже готовых стежков, как при технике полукреста.
  • Видео: вышивка крестиком и гобеленовый стежок

    Полукрест – роспись

    Полукрест «роспись»

    Техника полукрест – это не только вышивка по рядам, но и в технике росписи. Такая техника интересна тем, что создает контурный рисунок из стежков. Стежки могут быть прямыми и косыми, главное, чтоб они создавали непрерывную цепочку из стежков.

    Выполняется такая цепочка в два этапа. Первым делом вышиваются прокладочные стежки. Они, чередуя лицевые и изнаночные стежки, очерчивают примерный контур будущего рисунка. Следующий этап: заполнение места между прокладочными стежками. Лицевые и изнаночные стежки меняются местами, и рисунок складывается окончательно. Это очень интересная техника. Выполняя ее в различных цветах, вы можете получить прекрасный кант или самостоятельную картинку.

    Шов «Бэкстич»

    На основе неполного креста существует множество узоров, используемых в сочетании с другими техниками вышивки или в качестве окантовки основного рисунка. Внешне техника росписи похожа на шов бэкстич или «назад иголкой». Для многих начинающих рукодельниц этот шов становится одним из первых в их вышивках. Он подходит для обрамления вышивки и исполнения контуров и мелких частей рисунка. Только бэкстич отличается тем, что стежки прокладываются один за другим без пропуска. Есть и еще одно существенное отличие – шов бэкстич предназначен для простых линий и фигур, для более сложных узоров следует полукрест роспись. Впрочем, тамбурный, бэкстич, роспись, любой крестообразный шов – все они могут быть использованы для придания вышитым работам самобытности и стиля.

    Видео: вышиваем швом бэкстич


    Вышивка крестом бесспорно очень интересное занятие, которое покоряет многих уже с первого вышитого крестика. Вы создаете особый уют в доме с помощью своих детищ. Я не хочу привести Вас к мысли, что со временем это занятие надоедает. Это не так, но зачастую оно ищет своего проявления в других техниках…


    Сегодня, я хочу рассказать о технике гобеленовой вышивки. Почему так ценны гобеленовые картины? Что нужно знать о технике исполнения? Почему понятия полукрест и гобеленовый стежок принимают за один? Нужны ли специальные материалы для создания гобеленовой вышивки?



    Как и большинство видов рукотворного искусства, берет свое начало с древних времен. Очень сложно сказать, когда именно появились гобеленовые изделия.


    Само слово «гобелен» появилось во Франции в XVII веке, когда там открылась мануфактура братьев Гобеленов. Продукцию, которую они стали выпускать называли в их честь — гобеленами. Долгое время эта продукция была распространена на территории Европы.


    В современном мире, популярность классических интерьеров, дало новый толчок для развития гобеленов. Картины, вышитые техникой гобелен являются уникальным предметом красоты и изысканности. Когда то гобеленовые картины стоили очень дорого и были доступны только очень обеспеченным людям. Создавались они исключительно вручную, и порой на одну работу уходили месяцы, а то и годы кропотливого труда. Наше время, современные технологии во многом сократили процесс производства гобеленов, сделав их общедоступными.


    Техника выполнения: гобеленовый шов.

    Технически вышивать гобеленовым (Petit-point) швом сложности не представляет. Лицевая часть гобеленового стежка такая же, как и у полукреста. Поэтому их очень часто путают и принимают за один. Это факт заставляет сравнивать их между собою, выбирая самый оптимальный, в одном конкретном случае. Основное различие между этими швами это их изнанка.



    Гобеленовый шов
    состоит из косых стежков, которые образуются благодаря тому, что игла проходит наискосок с изнанки полотна. Он как бы обвивает нить плетения по диагонали и каждый лицевой стежок ложиться более компактно и аккуратно (по сравнению с полукрестом).


    Прежде чем приступать к работы гобеленовым стежком, попрактикуйтесь в вышивке на отрезе канвы и приучите себя «думать гобеленовым швом» . Звучит очень даже странно, но Вы должны понять логику, каким образом ложиться каждый стежок, и постоянно проверять себя, заглядывая на изнанку.


    Специальные материалы.

    Как и при обычной вышивке, Вам понадобятся:



    • нитки, иголка, ножницы;


    • схема для вышивания: специальная или для вышивки крестом;


    • канва, правда специальная.

    Нитки можно использовать совершенно любые, это позволим вышивальщице, использовать нитки со своих запасов. На ряду с вышивкой крестом, будущие гобеленовые картины можно приобрести в специальных наборах. Как вариант, скачать через интернет, причем обычная схема для вышивания крестом тоже подходит. При выборе схем для вышивания надо учесть, что гобеленовое вышивание предполагает полное заполнение канвы, без пробелов.


    Для вышивке в такой технике используется специальная канва: очень мелкая — чем мельче дырочка, тем лучше (например, 1 см=10 клеточкам). Но не во всех городах ее можно найти в свободной продаже, поэтому ориентируйтесь на канву с равномерным переплетением. Аида относится к такому виду канвы, но для наших целей она непригодна. На ней шов получается слишком грубым и неаккуратным, в таком случае целесообразно вышивать полукрестом — но разве это наша цель?


    Рекомендуют использовать такие видя канвы, как: Bellana, Lugana 25, Hardanger 22, Davosa 18. Как показывает практика, высокое качество канвы обеспечивает производитель - Zweigart (Германия), но и румынские, российские и белорусские полотна тоже достойны внимания.


    Еще одно понятие, которое неразрывно связано с гобеленами — страмин. Этот вид канвы требует отдельного рассмотрения, с точки зрения применения, поэтому, в этом случае, я ограничусь цитатой.



    Страмин — жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон — особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу — одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.



    Вышивка гобеленовым швом очень простая в исполнении. Она не требует специальных навыков, и любая мастерица, заинтересовавшись этой техникой, может быстро приступить к работе, предварительно купив специальную канву для вышивки гобеленов . Так же надо учесть, что расход ниток при вышивке гобеленовым швом увеличивается в 2 раза.



    Метод «парковки» представляется многим загадочным, сложным и непостижимым.

    Пучки разноцветных ниток, выведенные на лицевой стороне вышивки, смотрятся пугающе. Кажется, что обязательно запутаешься в этой бахроме. Но когда вникаешь в логику системы, то вполне возможно разобраться, научиться и успешно пользоваться этим методом. Не надо бояться парковки!

    Поверьте, рассказать о «парковке» и объяснить эту методу гораздо труднее, чем вышивать. Основной принцип «парковки»- вышивка идет по определенному порядку.


    Рядками или квадратами.

    Одной ниткой вышиваются только те символы, которые находятся рядом:

    Один за другим по вертикали или по горизонтали при вышивании парковкой рядками,

    Или в пределах определенного участка-квадрата при вышивании парковкой квадратами.


    Затем нить выводится на лицевую сторону вышивки точно в ту точку, откуда нужно будет начинать вышивать следующий символ в следующем рядке или квадрате. И «паркуется» нитка вниз, или вверх, или в сторону, в зависимости от того, в каком направлении идет вышивка.


    Все символы в рядке вышиваются петитом в строгом порядке, один символ за другим, не пропуская и не перепрыгивая через символ. Вышивка идет, как будто ткешь ткань или вяжешь полотно.


    Сначала определяюсь с направлением четных и нечетных рядов. Это направление будет соблюдаться в течение всей вышивки.

    * Нечетные ряды у меня идут слева направо, каждая петитинка вышивается из правого верхнего уголка в левый нижний.

    * Четные ряды - справа налево (стежок идет с нижнего левого уголка в верхний правый).

    Начинаю сверху слева с первого рядка десятиклеточного квадрата по схеме.

    Закрепляю нужную нитку, вывожу налицо и вышиваю символы, которые идут подряд (один или несколько) до смены символа.

    Сразу смотрю, где находится ближайший символ той ниточки, с которой я начала. Если в этом же рядке, не дальше, чем через 3 -4 символа, то тяну по изнанке нить и вывожу ее в сторону в точку начала стежка, вытягиваю на лицо, опускаю вниз и втыкаю иголку в ткань, оставляю.

    Если в этом же ряду символ далеко, то смотрю вниз, вижу, где находится ближайший такой же символ, и вывожу ниточку в точку начала стежка рядком или несколькими рядками ниже.

    Так же вытягиваю на лицо в точке начала стежка, опускаю вниз, выравниваю нитку, втыкаю иглу в ткань вышивки внизу.

    Для следующего символа по порядку беру нужную нить, закрепляю, вывожу на лицо, шью нужное по схеме количество стежков, и опять так же тяну по изнанке и вывожу на лицо в нужную точку начала ближайшего такого же символа. Получается, что в процессе, в каждом следующем рядке у меня ниточки (с иглами) находятся каждая в начале стежочка своего символа. Беру запаркованную нитку с иглой, вышиваю символ, и вывожу ее к следующему, опускаю нить, втыкаю иглу. Самое важное при вышивании «парковкой» - понять смысл и научиться точно определять точку вывода нити на лицо. Точку, с которой должно начинаться вышивание следующего символа.

    В отличие от вышивания крестиком, у гобеленового стежка есть своя особенность. В зависимости от того, какой вышивается рядок, четный или нечетный, начало стежка будет или в верхнем правом уголке, или в нижнем левом относительно каждого символа. Если по схеме рядом стоят несколько символов, то выводить нитку нужно учитывая направление вышивания: - к крайнему левому символу (верхний правый уголок] в нечетном ряду, - или к крайнему правому (нижний левый уголок] в четном ряду. На практике это не так запутанно, как кажется с первого прочтения!


    Иногда может получаться, что из одной точки висят две разные нитки, одна ляжет вверх наискосок, другая рядком ниже вниз наискосок, когда придет их очередь.

    Шью в рядке строго по порядку один за другим, стежочки укладывать получается легко и аккуратно, потому что не приходится шить между уже вышитыми ранее стежками, а идет вышивка как будто вязание, одна петелька за другой по ряду.

    О пути каждой ниточки.

    По расположению символов на схеме возможно проследить, каким путем будет у нас идти каждая ниточка. В каком порядке будут вышиваться символы, где и как лучше переходить одной ниткой на следующий ряд.


    Вышивка петитом идет сверху вниз зигзагами. При вышивании «парковкой» бывает, что в рядке висит по несколько ниток одного цвета (номера] на некотором расстоянии, чтоб не делать в ряду длинных горизонтальных протяжек.


    Желательно придерживаться строгого порядка вышивания по рядкам. Но иногда, по ходу вышивания видно, что, например, вдруг один символ расположен неудобно в стороне так, что если вышивать по порядку, то получатся или длинные протяжки, или вообще нужно вышивать его как одиночку. Тогда делаю исключение и вышиваю заблудший символ вне очереди, делая небольшой «скачок» не по порядку. Но это уже нюансы, которые постигаешь постепенно, в процессе...


    Первые несколько рядков после каждого стежка приходится останавливаться и мучительно соображать. Потом, постепенно, когда вникаешь в логику системы, идет полегче. Когда уже запоминаются символы, привыкаешь быстро определять нужную точку вывода иглы, когда приловчишься парковать ниточки вниз так, чтоб они не перекрещивались и не путались, чтобы было удобно брать нужную иглу.


    Схему раскрашивать не надо. Достаточно зачеркивать одной линией уже вышитый ряд. Припаркованные нитки с иглами помечать тоже нет надобности, ведь ниточка всегда висит в начале собственного символа. И когда приходит ее очередь, вышиваю нужное кол-во символов подряд, определяю точку начала следующего стежка, вывожу нитку на лицо, паркую, а наготове уже висит ниточка для следующего символа. И так далее.


    Скорость вышивания у меня не увеличилась, даже получалось медленнее, чем при вышивании вразброс по цветам. Но зато своей поставленной цели я достигла. Фактура вышивки получилась гладкой, все стежочки один к одному ровнёхонькие, переходы цветов очень плавные. Изнанка тоже получилась равномернее по толщине и красивее,


    Что мне не очень понравилось в этом методе.

    Чем больше цветов (символов] задействовано в вышивке, чем чаще смена цветов, чем больше одиночек, и чем сложнее участок схемы, тем для меня вышивании методом парковки приносило меньше удовольствия, и было труднее, чем при вышивания по цветам.

    Да и само по себе вышивание строго по рядам все-таки показалось скучноватым. Но сам по себе метод «парковки» хорош и интересен, и может быть очень полезен при вышивании дизайнов определенного вида. Я не жалею, что освоила этот метод для гобеленового стежка, надеюсь когда-нибудь попробовать вышивать «парковкой» и крестиком.

    Кажется, как не хитро звучит — «вышивка крестом». Значит, и вышивать нужно просто крестом — одна диагональ, вторая диагональ, и готово! Однако во многих картинах встречаются и другие виды швов, которые придают картине большую реалистичность и красоту.

    Виды швов можно разделить на две группы:

    • Счетные — виды швов, которые выполняются по счету нитей ткани. Отсюда и название.
    • Свободные — виды швов, которые выполняются по заранее нарисованному контуру.

    К счетным швам относятся: крест, полукрест, 1/4 креста, неполный крест, болгарский крест, счетная гладь, козлик, роспись и др.

    Традиционный крестик

    Чаще всего используется традиционный «крестик». Выполняется он двумя стежками, расположенными крест накрест по диагонали, заполняя одну клетку канвы. Для вышивания горизонтального ряда крестиков применяется «Датский метод»: все стежки сначала выполняются в одну сторону, затем в обратную, перекрывая уже сделанные стежки (полукресты), не забывая про то, верхние стежки крестика всегда должны лежать в одном направлении. Датским методом у Вас получится и красивая изнанка: в виде двойных вертикальных стежков.

    Если нужно вышить вертикальный ряд крестиков, то все нижние полукрестики выполняются сначала в одну сторону, например, вверх, а затем в обратную (вниз), перекрывая уже сделанные стежки. С изнанки также образуется ряд из вертикальных стежков.

    Полукрестик

    Наиболее простой вид шва — полукрест, или 1/2 креста. Если не оговорено отдельно, то направление полукрестов идентично направлению верхних стежков традиционных крестиков. Вышиваются полукресты по такому же принципу, как крестики, но в одном направлении. Обычно полукрестами вышивается фон (небо, вода, земля, трава, тени от предметов и т. п.).

    1/4 креста

    Для создания эффекта плавного перехода цветов и большей реалистичности контуров используются дробные кресты, например 1/4 креста. Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). Название происходит от французского «petite» — «маленький». Petite-point — это маленький полукрестик. Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких. В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в определенном уголке.

    Неполный крестик, или 3/4 креста

    Чтобы выполнить неполный крестик, нужно сначала выплонить полный диагональный стежок (полукрест), затем полукрест в другую сторону, но до середины будущего неполного креста. При вышивке 3/4 креста соблюдается основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

    На схемах вышивки крестом неполный крестик обозначается таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке. Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

    Удлиненный крестик

    Выполняется такой крестик для обогащения вышивки фактурой, также он помогает быстрее заполнять большие площади вышивки. Техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.

    Рисовый шов

    Шов предназначен для фонового покрытия, так как довольно быстро заполняет площадь ткани. Сначала вышивается простой большой крест на 3 или 5 клеток канвы. Затем швом полукрест покрываются концы больших крестиков сначала по нижнему краю, а затем по верхнему. Можно использовать два оттенка цвета, что значительно обогатит вышивку.

    Болгарский, или двойной крестик

    Крестик состоит из двух крестиков, нижний шов - это простой крестик, а верхний шов - вертикальный крестик. В целом шов имеет форму квадрата и может занимать четыре клетки канвы и более.

    «Козлик»

    Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне. При этом на изнаночной стороне должны получиться два параллельных ряда стежков. При выполнении шва «козлик» направление вышивки должно идти снизу вверх, т.е. стежки делаются от себя. А вот игла при выполнении этих стежков должна смотреть на вышивальщицу, т.е. кончик иглы направляют всё время на себя.

    «Вперед иголку»

    Самый простой из всех видов швов. Самое главное при его выполнении – стежки шва всегда должны быть одинаковой длины. Иголку с ниткой нужно пропускать в ткань через строго определённое количество нитей (например, 2 или 4 нити) справа налево, всё время вперёд от последнего стежка.

    Роспись

    Шов «роспись» также называют Ассизским, или строчка. Это двусторонний шов, который вышивается на основе шва «вперед иголку».

    Выполняется шов «роспись» в два хода:

    Первый ход:
    выполняем стежки по принципу шва «вперёд иголку», двигаясь слева направо.

    Второй ход: переворачиваем вышивку и идём в обратном направления, заполняя промежутками между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов стежков первого ряда. Узор в данном случае получается одинаковым и с лица и с изнанки.

    Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, т.е. захватывать одинаковое число нитей. Как правило, этот шов используется для создания контура вокруг вышивки крестом или другими видами швов.

    В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке. Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).Источник: http://nacrestike.ru/publ/vidy_shvov_v_vishivke_krestom/5-1-0-2#a5
    © nacrestike.ru

    Гобеленовый шов

    С лицевой стороны гобеленовый шов похож на полукрест. Различие скрывается на изнаночной стороне: переходный стежок на изнаночной стороне гобеленового шва косой, а не вертикальный, как у полукрестика. Изнаночная сторона такой вышивки выглядит плотнее, чем лицевая. Гобеленовое шитье не допускает перекосов полотна при вышивании изделий большой площади. При вышивании гобеленовым швом ниток уходит в 1,5-2 раза больше, чем при вышивке полукрестом.

    К свободным видам швов относят: стебельчатый, тамбурный, петельный, бэкстич, французский узелок и др.

    Бэкстич (назад иголку)

    «Backstitch» переводится с английского как «стежок назад». Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а именно швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете сразу исправить ошибку.

    Французский узелок

    Появился «французский узелок» совсем не во Франции, а в Китае. Свое название техника вышивки получила из-за популярности у рукодельниц во Франции, которые с удовольствием использовали её для украшения одежды. Французские мастерицы заимствовали эту технику у китайцев после того, как увидели ее на товарах, ввозимых купцами из Китая.

    В зависимости от количества нитей, ширины ленты, натяжения нити, числа оборотов вокруг иглы, французские узелки получаются разных размеров. Чем больше обвитий, тем крупнее получится узелок. В вышивке чаще всего французский узелок используют для придания объема цветам. В зависимости от размера узелка цветочки также получаются разного размера.

    Как выполнить французский узелок?

    Закрепите нить с изнаночной стороны ткани и выведите на лицевую сторону. Как можно ближе к ткани намотайте нить вокруг иголки дважды (в направлении от себя), туго натягивая при этом саму нить. Опустите иголку рядом с тем местом, где нитка вышла на поверхность. Протяните нить на изнаночную сторону, осторожно подтягивая ее, чтобы узелок не рассыпался.

    Стебельчатый шов

    Стежки нужно выполнять слева направо. При выполнении каждого нового стежка иголку с ниткой выводить на лицевую сторону, отступив примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получиться шов, напоминающий «строчку».

    Стебельчатым швом обычно вышиваются стебельки и жилки листьев, цветов, также обшивается контур узора. Им можно вышиваются детские узоры — фигурки зверюшек, цветы и т. п. Стебельчатым швом можно заполнять всю поверхность узора (если это предусмотрено схемой вышивки), меняя угол наклона стежков.

    Тамбурный шов (шов цепочкой)

    Рукодельницы используют два вида тамбурного шва . При выполнении шва первым способом , предварительно закрепив рабочую нить с изнанки, иглу следует вывести на лицевую сторону ткани-основы точно в месте начала первого ряда вышивки, после чего нужно свободно пустить нить справа налево от иглы, придерживая большим пальцем образовавшуюся петлю.

    После этого ткань вновь прокалывают в точке выхода нити предыдущей петли, направляют ее по изнаночной стороне, проводя через четыре-пять нитей полотна-основы, и выводят на лицевую сторону ткани. Ранее сформированную петлю необходимо оставить под иглой. Выпущенную из-под пальца нить следует натянуть, затягивая таким образом петлю. Правильно выполненный стежок тамбурного шва имеет каплевидную форму.

    После этого нужно вновь захватить нить большим пальцем, ввести иглу в точке прокола ткани и выхода рабочей нити, провести по изнанке в направлении сверху вниз и затем вывести нить на лицевую сторону. Нить необходимо слегка натягивать, завершая выполнение очередного стежка. Причем на всем протяжении ряда натяжение нити должно быть одинаковым.

    Второй способ выполнения шва . Сперва нужно провести два стежка «вперед иголку». Делают это, захватывая на лицевой стороне ткани-основы две-три нити и четыре-пять - на изнанке. Длина стежка «вперед иголку» определяется величиной петель, которые нужно будет выполнить. После этого вводят в полотно иглу и на лицевой стороне оставляют.

    Затем нужно иглой подцепить первый стежок «вперед иголку», не вводя при этом ее в ткань. Далее проводят рабочую нить под ним и делают в точке начала петли прокол. Нить натягивают, формируя петельку, после чего второй стежок прокладывают «вперед иголку» с изнаночной стороны ткани. Все вспомогательные стежки цепочки должны быть равными по длине первому и одинаковыми.

    Под первую петлю вводят иглу и продолжают цепочку, состоящую из стежков «вперед иголку» на изнанке полотна-основы и петелек - с лицевой стороны.

    В статье приведены только основные виды швов, но далеко не все!


    Техника «полукрест» стремительно набирает популярность. Раньше о ней вспоминали при вышивке мелких элементов картины, чтобы придать полотну дополнительный рельеф и правдоподобность. Сейчас вышивка полукрестом быстро и просто для начинающих необходима, потому что этот способ выбирают для исполнения работы целиком, не задумываясь о комбинированных швах. Техника относится к азам рукоделия, давайте её освоим.

    Современные схемы для вышивки стали детализированными и навороченными, позволяющими максимально приблизить результат к исходному изображению. Но процесс работы не изменился: мастерица работает руками с помощью иголки и нитки.

    Учимся вышивке полукрестом для начинающих: базовые сведения

    Основные техники для реализации сложных схем также остались прежними:

    • Крест;
    • Полукрест;
    • Гобеленовый стежок.

    Полукрест – это одна диагональ крестика, половинка стежка «крест».

    Направление стежка:

    • Слева направо;
    • Справа налево.

    Обычно изготовитель указывает на схеме направление стежков. Это важная рекомендация: от направления зависит логика и смысл вышивки, её очертания и выразительность.

    Необходимо освоить технику наложения полукреста в любом направлении. Это позволит не запутаться в выполнении стежков и избежать искажения схемы.

    Для оформления фона изделия направление стежков принципиального значения не имеет. Делайте так, как удобно.

    При работе на канве плотными нитями, техника «полукрест» очень напоминает гобеленовую вышивку. Гобеленового эффекта и пытаются добиться многие производители готовых наборов, рекомендуя мастерицам для исполнения полукрест. Вышитое полотно выглядит ярко и выразительно, а вышивать полукрестиком проще, чем классическим гобеленовым швом.

    Тонкости работы:
    • На «лице» изделия хорошо заметны все изъяны вышивки. Поэтому не стоит обращать внимание на «изнанку» работы. Она может иметь огрехи. Безошибочно оформляйте лицевую сторону, получайте отличные результаты.
    • При работе этой техникой нитка имеет обыкновение перекручиваться. Отпускайте нитку свисать свободно. Под весом иголки она быстро раскрутится.
    • При вышивке полукрестом с «изнанки» формируются одиночные вертикальные столбики, а не двойные, как при технике «крестик». Поэтому количество стежков должно быть больше, а концы нитей, закрепляемых со стороны изнанки, длиннее.
    • При распяливании канва деформируется в местах зажатия. Это может исказить рисунок. Снимайте основу с рамки при каждом перерыве в работе.
    • Если канва не используется, не стягивайте полукрестики слишком сильно. На ткани образуются дырочки, портящие внешний вид изделия.
    • Фон вышивки будет переливаться и заиграет, если подобрать нитки меланжевых оттенков к светлой однотонной канве. Этот интересный эффект оживит самое унылое полотно.
    • Сейчас набирает обороты принцип чередования гобеленовой техники и полукреста. Комбинация смотрится выигрышно при работе с диагональными стежками: вышивка сохраняет форму, стежки ложатся ровно, рабочая нить расходуется экономно. Нужно только следить, чтобы ряды, выполненные разной техникой, периодически чередовались.

    Изучаем пшаговое руководство по вышивке в технике «полукрест» с фото

    Материалы для работы:

    • Канва;
    • Вышивальная игла;
    • Нить мулине любого цвета для оттачивания техники.

    Порядок действий:

    Простую схему выбираем по желанию. Нитки протягиваем в ушко иглы, концы соединяем. Первый стежок идёт из нижнего левого угла квадрата, на рисунке он обозначен №1.

    Иглу выводим на «изнанку», конец нити свисает свободно.

    Далее нить протягиваем в правый верхний угол квадрата, как показано на рисунке №2. Так накладывается первый стежок. Остальное вышивается аналогично, схема указана на фото. Свободный конец нитки прокладывайте по канве по изнаночной стороне работы.

    Выполняем определённое количество стежков в первом ряду, затем делаем следующий столбик. Чётные и нечётные ряды чередуются, пока не закончится схема эскиза.

    Создаем полукрест и гобеленовый стежок: комбинируем техники

    Швы аналогичны по технике исполнения. «Лицо» работы выглядит одинаково. Но на «изнанке» разница хорошо заметна.

    Рассмотрим фото:

    Двойную технику используют, чтобы уравновесить перекосы вышивки.

    Подробности двойной техники:

    Первый ряд вышиваем полукрестом. Второй ряд – гобеленовый шов. Нить протягиваем с нижнего левого угла до правого верхнего. Продолжаем по описанной схеме.

    Техника «роспись».

    В основе техники «роспись» лежит полукрест. Роспись уникальна тем, что позволяет «вылепить» из стежков контурный эскиз. Стежки идут непрерывной цепочкой, складываясь в картинку.

    Вышивка исполняется в два приёма. Прокладочные стежки обозначают примерную основу эскиза. Выполняются посредством чередования лицевых и изнаночных стежков.

    Затем заполняем пустые места прокладочных стежков, собирая «пазлы» рисунка воедино.

    Техника росписи напоминает шов «бэкстич» или стежки «назад иголкой».

    С такого базового шва начинают обучение мастерству многие рукодельницы. Стежки прокладываются поочерёдно и без пропусков. Применяется шов для выполнения контуров и мелких частей эскиза.

    Мастерим с вышивкой бисером и техникой «полукрест»

    Для вышивки картин бисером традиционно применяют «монастырский» шов. Такая техника практически повторяет вышивку полукрест.

    Лицевые стежки исполняем по диагонали, не забывая нанизывать бисеринки. На «изнанке» получаются вертикальные стежки.

    Такая техника вполне подойдёт для начинающих мастериц.

    Таким образом, техника «полукрест» - основа успешного рукоделия. Овладеть ею необходимо.

    Видео-уроки, помогающие освоить технику «полукрест»

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png