АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ. КАК БЫТЬ?
Мы попытаемся, в доступной форме, рассказать Вам про подростковую агрессию, виды, причины, методы и коррекции и вред в будущем от агрессии подростка в настоящем. Надеюсь этот разговор поможет Вам правильно оценить своего подростка и вовремя исправить его агрессивный настрой.
Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучено довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
На данном сайте мы попробуем вкратце раскрыть основные причины и типы агрессии в подростковом возрасте, а так же меры минимизации ущерба от неё.

СЛАЙД № 1


  • Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение , так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем .

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи, с откровенно говоря, неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.


Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании , и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретил все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности, Дом-2).
На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно , это приводит к тому что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.
Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях , с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Часть психологов считает, что подростковую агрессивность можно подавить так же как детскую, однако тут есть ряд подводных камней, в частности в детстве круг общения ограничивался практически только родителями, которые могли корректировать агрессию, у подростка круг общения гораздо шире, это в первую очередь сверстники, с которыми он может общаться на равных, чего обычно в его семье нет! А в связи с тем что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они сбившись с кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей подростков) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей), что здесь, в компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считают неразумным малышом и ни капли не считаются с его мнением. Подумайте сами, вызвало ли бы у Вас такое отношение к Вам со стороны окружающих агрессию. Думаю вызвало, вот так и у подростков агрессию вызывает такое отношение, так как кроме агрессии, в силу психоэмоционального возраста, справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает метод борьбы за место в жизни подростковую агрессию.
Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой-либо значимой цели;

  • Способа психологической разрядки;

  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

  • Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствии он станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей душе и семье.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию . Алкоголь и никотин приравниваются к наркотикам по своему воздействию на организм подростка. Эти наркотики (никотин и алкоголь) активно разрушают мозг, снижают во много раз процессы формирования и полноценного развития подростка. Так вот от алкоголя, в основном от пива, и от никотина около 30 % подростков начинает испытывать проблемы в половой сфере, а у же к 23 года, дальше процент растёт логарифмически.

Из всех жалоб родителей на своих почти взрослых детей – агрессивное поведение стоит на первом месте (на 2-ом – неуважение, на 3-м - лень). Почему? Для того, чтобы разобраться в причинах такого поведения необходимо понять, что агрессия и агрессивность - это не одно и тоже.


  • Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

  • Агрессивность – психоэмоциональное состояние, характеризующееся высокой склонностью к агрессии.

Для подростков с повышенным уровнем агрессивности характерны следующие особенности: [цитируется по M. Allword 1998]


  • Восприятие большинства ситуаций, как угрожающих и враждебных по отношению к ним . Повышенная чувствительность к негативному отношению по отношению себе (требовательность, категоричность, повышенный тон или наоборот – игнорирование, воспринимается как агрессия и вызывает ответное агрессивное поведение). Настроенность на заранее негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не способность оценивать собственную агрессию, как агрессивное поведение (склонны оценивать агрессию, как единственное средство самовыражения и защиты своих интересов). Постоянное обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении. Склонность не брать на себя ответственность за свои поступки.

  • Наличие ограниченного набора реакций на проблемную ситуацию (характерно: избегание, отрицание, преувеличение, уменьшение значимости проблемы, подмена "причины и следствия", а так же "застревание").

  • Проявление в отношениях с другими низкого уровня эмпатии . Слабо развит контроль над своими эмоциями. Слабое осознание всех своих эмоций, кроме гнева и кайфа (бедная эмоциональная палитра). Наличие неврологических проявлений: неустойчивое и рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. Не умеют прогнозировать последствия своих действий. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Почему наши дети такие? Что им мешает быть добрее и лучше? Психологи выделяют четыре основных составляющих подростковой агрессии – к ним относятся: СЛАЙД


  • Высокий уровень личной тревожности,

  • Неадекватная самооценка,

  • Группо-зависимое поведение,

  • Низкий уровень социальной адаптации (синдром отверженности).

Откуда возникают все эти "составляющие"? 60% - воспитание и тип взаимодействия в семье, 20% - влияние социального окружения, 15% - возрастные психофизиологические особенности организма, 5% - наследственная предрасположенность.


Два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности:

                • расположение

                • неприятие.

  • Обратимся к некоторым причинам проявления агрессии. Как мы уже говорили – это группо-зависимое поведение. Как правило, подростковая субкультура не опирается на одиночных представителей. Речь идет о более массовых явлениях, имеющих место в подростковой среде. Подростку нужны и зрители, и участники его “выступлений” и действий – такие же подростки, как и он сам. Групповая подростковая агрессия может принимать разные формы, начиная со всеобщего психологического давления на неугодного ученика в школе и заканчивая созданием компаний, промышляющих хулиганством и разбоем на улицах.

Во всех случаях проявления групповой агрессии будет просматриваться четкая иерархическая структура. Во главе этой структуры будет стоять доминирующая личность, лидер. Это тот человек, чей авторитет не вызывает сомнения, тот человек, который своим влиянием, давлением, угрозами, харизмой удерживает людей возле себя. Рядом с ним находятся его приближенные, также обладающие весом, но меньшим, чем лидер. Так по мере убывания влияния и значимости располагаются все члены группы. Есть в группе и свои “исполнители”, не обладающие влиянием и значимостью в глазах остальных представителей группы, и старающиеся всячески показать свою принадлежность к группе и свою полезность.


Акт агрессии может быть спланирован лидером, если речь идет о совместных действиях группы. Агрессивное поведение будет носить показательный характер. У лидера это будет проявляться как форма устрашения своих “подданных” и поддержание своего авторитета, а у остальных как некая бравада, показатель “геройства”. Это действия, в которых часто происходит имитация образов киногероев. Зачастую происходит что-то вроде соревнования, в котором тот, кто совершит более асоциальное действие, будет победителем. При этом, как правило, критичность действий либо занижена, либо отсутствует.
Подросток попадает в подобные жизненные ситуации не случайно. В корне этого лежит неразрешенный внутриличностный конфликт, или конфликт межличностный, имевший место в его семье. Дело не только в социальном положении, дело еще и в том, что нарушается связь родители-ребенок (мать-ребенок), в уменьшении или исчезновении авторитета взрослых. На фоне этого может развиваться недоверие и боязнь эмоциональной близости со взрослыми. Кроме этого, в ситуации, когда подростку особенно необходимо внимание и забота взрослых, несмотря на весь его максимализм, он считается достаточно взрослым и этого внимания и понимания не получает. В результате он это понимание находит, но где? Правильно, на улице. Мы не говорим о частных случаях, мы говорим о явлении в целом. Конечно, не у всех подростков такой стиль поведения. Какой-то процент может в подобной ситуации закрываться, замыкаться, уходить “в себя” и практически ни с кем не общаться. Но подобное поведение также чревато негативными последствиями, потому что таким образом нарушается социализация подростка, и вместо того, чтобы учиться строить отношения, он блокирует канал коммуникации.
Если мы будем честными сами с собой, то всегда увидим, что семьи с агрессивными подростками существенно отличаются от других семей. СЛАЙД

1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.

2.Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3.Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4.У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, соответственно к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать (хотя возможно и наоборот). В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5.Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, это: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6.Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.


Давайте признаем, что агрессивное поведение наших детей провоцирует : СЛАЙД

  • Агрессию в нас самих (и далее мы сами, своим поведением поддерживаем агрессивность ребенка). Скорее всего, большинство родителей, услышав это утверждение, поспешат со мной не согласиться... Но агрессия в ответ на агрессию рождает только большую агрессию.

  • Ощущение полной или частичной потери контроля над ребенком (в понимании многих воспитание и контроль - одно и то же).

  • Появление чувства вины и комплекса "родительской неполноценности".

  • Напряжение между родителями (кто виноват, что он /она ведет себя так?).

  • Стресс.
Детей, отличающихся агрессивным поведением, можно условно разделить на группы:

Аутсайдер (СЛАЙД)


  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

  • выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор (СЛАЙД)

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

  • группируется со старшими подростками;

  • имеет садистские наклонности;

  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

  • в игре навязывает друзьям свои правила;

  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

  • игнорирует указания и легко раздражается;

  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Агрессивность ребенка проявляется, если: СЛАЙД


  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.


Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком: СЛАЙД (цитируется по Амиргазмаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. “Стресс: как его победить” Армада-Пресс, Москва, 2001) –

  • разговаривайте спокойно, не повышайте голос, старайтесь сохранять выдержку и сдержанность в любом случае, будьте вежливы, не давайте волю своим чувствам, не оскорбляйте ребенка - он этого не забудет;

  • если ваш ребенок выражает желание с вами поговорить, выслушайте его внимательно и спокойно, без криков и упреков;

  • следите за собой - не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

  • обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

  • не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять - настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

  • во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле - что он не любит вас, ненавидит и так далее.
Имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику; знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, - это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

Для снятия причин подростковой агрессивности постарайтесь четко разграничить, обсудив это с ребенком, время просмотра фильмов и их категорию, время занятий на компьютере. СЛАЙД. Будьте последовательны в соблюдении требований.

Что же такое агрессия?

Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.

Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем. Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления.

Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.

Подростковый возраст и агрессия

Такие свойства характера могут быть у любого человека, но особенно хорошо они наблюдаются у подростков. Это вызывает озабоченность многих родителей, которые замечают злость и неуправляемость своих детей.

Так же читайте:

Почему подростки становятся агрессивными?

Редкий ребёнок, вступивший в подростковый возраст, не меняет своего поведения. Как правило, он становится более агрессивным. Связано это с перестройкой его организма, изменением характеров окружающих его таких же подростков, которые именно в этот период начинают самоутверждаться, доказывать что-то друг другу, пытаться заслужить таким способом уважение.

Появляются случаи насилия над менее агрессивными сверстниками, которых назначают аутсайдерами и всячески глумятся над ними - и морально, и физически. Они создают свои группировки и не допускают туда чужих. Меняется отношение и с родителями. Они кажутся подросткам неумными, а их мнение считают не заслуживающим внимания. Подростки способны причинить боль любому человеку, не делая скидок на возраст.

Причин агрессии у подростков существует несколько. Самыми изученными и подтверждёнными специалистами считаются пять из них.

Первая причины агрессии у подростков

Первой причиной агрессивного поведения подростков признают конституционную предрасположенность. То есть таким может стать человек изначально раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о нём думают окружающие.

Вторая причины агрессии у подростков

Вторая причина подростковой агрессивности кроется в формировании такого поведения под негативным действием печатных (газеты, журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.

Третья причины агрессии у подростков

Третьей причиной, по которой может сформироваться человек с агрессивными повадками, может быть семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи, неприятие или слишком большая опека детей, их баловство взрослыми, нередки оскорбления, отношения между родителями и детьми не окрашены положительными эмоциональными оттенками, то все эти моменты могут создать почву для взращивания будущего агрессора.

Четвертая причины агрессии у подростков

Четвёртый случай, когда подросток может стать агрессивным, подразумевает ранее начало употребления алкогольных напитков или наркотиков. В состоянии одного из этих опьянений он настолько раскрепощается, что даже не осознаёт, насколько становится жестоким и непредсказуемым.

Пятая причины агрессии у подростков

Пятой причиной возникновения агрессивного характера подростков является состояние окружающей среды, общества в целом в момент формирования его личности. При неблагополучной экологии, проблемах с радиацией, шумах, переизбытке негативной информации появляются предпосылки для агрессии. Жизнь во время экономических и других кризисов, при отсутствии справедливых законов, ощущении безнадёжности может также привести к протестному поведению подростка, способному вылиться в агрессию.

Главное влияние на ребёнка всё-таки оказывает среда, где он растёт. Родители должны понять, что их ребёнок ещё не вырос, хотя он пытается это всем доказать. Это сложный переходный возраст, когда подростку больше всего нужны любовь и понимание в семье, способные снизить излишние тревоги и не дать развиться его агрессивности.

Переходный возраст ребенка практически всегда сопровождается активным ростом, изменением гормонального баланса и психики. В свою очередь эти изменения ведут к ухудшению поведения или даже агрессивности к окружающим. Если в семье есть агрессивный подросток рекомендации родителям могут быть самые разные, в зависимости от психических характеристик человека и его эмоционального состояния.

Подростковая агрессия в переходном возрасте может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Как правило, периодом наиболее выраженного агрессивного поведения у подростков является в возрасте от 10 до 16 лет. Агрессия подростка проявляется в учебном заведении, на улице, в семье. Различают физическую агрессивность, вербальную агрессию, а также аутоагрессию, которая проявляется в агрессивности к самому себе. К слову, последняя разновидность агрессии является наиболее опасной, ведь в будущем она может принести много психологических проблем.

Как показывает опыт психологов, агрессия у подростков причины могут быть совершенно разные. Но чаще всего они связаны с такими факторами – переход из детства во взрослую жизнь и половое созревание. Подросток «пробует на вкус» взрослую жизнь с ее проблемами, правилами, неопределенностью и на фоне гормональных изменений у него могут возникать проявления агрессии. Кроме того, агрессию могут вызывать и различные ТВ программы, фильмы, СМИ.

Агрессия у подростков что делать

Несомненно, родные и близкие подростка, который начал вести себя вызывающе и агрессивно, задаются вопросом: агрессия у подростка: что делать ? Первое, что рекомендуют психологи в этом случае – ни в коем случае не отвечать на подростковую агрессию своей агрессией. Это может закончиться тем, что подросток просто закроется и начнет проявлять агрессию к самому себе. Лучше будет просто терпеть его поведение, пока оно не выходит за пределы разумного. Не лишним будет попытаться поговорить с ним на равных, успокоить, объяснить, что так не стоит делать. Если есть возможность, то можно попытаться пригласить психолога на разговор с агрессивным подростком, чтобы он помог ему разобраться в его внутреннем мире.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на подростковую агрессию, являются отношения в семье. Дело в том, что человек в период своего роста и развития смотрит, в первую очередь, на поведения тех, кто его окружает. Если в семье ежедневно имеют место быть факты проявления агрессии, то подросток примет это за норму и в будущем будет пользоваться теми же методами, которые он увидел у себя дома.

Немаловажным фактором, влияющим на агрессивность поведения подростка, является употребление алкоголя, никотина и других наркотиков. Подросток под их воздействием, в состоянии измененного сознания, может быть агрессивен. Стоит это контролировать.

Проблема агрессивности в подростковом возрасте описана многими зарубежными и отечественными психологами. представлена такими авторами:

  1. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.
  2. Паренс Г. Агрессия наших детей.
  3. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).
  4. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг)
  5. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость

Это далеко не весь список иностранных авторов, занимающихся агрессивностью подростков, но все же, в первую очередь стоит обратить внимание именно на них ввиду высокой квалификации авторов. Если у вас в семье есть агрессивный подросток рекомендации родителям какие можете дать? Напишите на форуме…

Я живу с двумя детьми: мальчику 13, а дочке скоро 9. Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить.

Недавно пришла ко мне старинная приятельница моей покойной матери, плачет - слова сказать не может. Отпоила я ее валерьянкой, спрашиваю, что случилось. Вот что она мне рассказала. Купила она на свою мизерную пенсию немножко продуктов, пошла через сквер домой, присела на лавочку отдохнуть, видит - детвора окрестная в сквере куролесит. Увидали старушку, окружили ее, авоську из рук вырвали, а там не только продукты были, но и пенсионная книжка, да и денег немножко. Я ее слушаю, а у самой прямо волосы дыбом: разбойники малолетние, никакой управы на них нет. Говорю ей: "Тетя Рая, почему же вы в милицию не обратились? Ну хотите, я с вами пойду, помогу написать заявление?" Она опять в слезы. Говорит, что, может, и пошла бы, да среди детишек этих Вовка мой был. Я ей сначала не поверила, подумала, что обозналась старуха. Решила поговорить с сыном. Но при серьезном разговоре сын признался, что он все-таки там был. Конечно же, были приняты все меры к тому, чтобы его наказать и не пускать больше на улицу. Но мы не можем сторожить его сутки напролет, а доверия к нему больше нет. Что же такое происходит с нашими детьми? Почему они превращаются в извергов? Ведь не только Вовка мой так себя ведет - это просто эпидемия какая-то. Как убедить молодежь, что к старым людям нужно относиться уважительно? Как наказывать за оскорбление слабых, стариков?

Все осуждают агрессивных подростков, но еще никто не посоветовал, что с ними делать. Как быть?

Галина Кротова, Тверь

Комментарий детского психотерапевта, семейного консультанта Мадлена Санчук.

Письмо Галины страшно тем, что отражает типичную проблему, с которой сталкиваются родители и педагоги повсеместно. Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников. Педагоги и родители смогут предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники.

Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы, и потому, что не научился выражать свой гнев или обиду иначе чем в драке.

Вторая причина - перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ваш ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у вашего ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.

Третье - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут хлюпиками или маменькиными сынками. Вопрос только в том, как помочь ребенку воспитать самоуважение и умение сказать нет в ответ на давление разъяренной стаи. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но ведь очень многое прививается родителями и учителями. И наша главная задача - развить индивидуальность подростка, научить принимать "свои" решения.

Четвертое - присущее подросткам желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя, более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое.

Пятое - желание вызвать восторг юной подруги. Проблемы, подобные последним двум, стояли перед человечеством всегда, и цель общества - помочь подрастающему поколению сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения.

Шестое - неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Подростки хотят жить всегда, быть вечно молодыми и сильными! Юным присуща брезгливость к уродливой старости. Родители должны помочь юному человеку увидеть и осознать старость как прекрасное и плодотворное время жизни. Родители могут воспитать уважение к старым людям только собственным примером. Сами взрослые зачастую относятся к старикам как к людям низшего сорта. Подростки чувствуют это и рассчитывают на абсолютную безнаказанность, обижая слабых и старых.

Итак, искоренить подростковую агрессию можно, если взрослые будут придерживаться следующих правил:

  • Относиться к детям и подросткам с уважением, не проявлять грубость по отношению к ним, стараться разговаривайть с ними на равных.
  • Учить ребенка выражать негативные чувства словами, а не кулаками.
  • Ограничивать время у телевизора и исключать из эмоционального рациона ребенка фильмы и передачи, прославляющие насилие и убийство.
  • Прививать любовь к чтению, на литературных примерах воспитывать сочувствие к слабым, желание помочь.
  • Учить подростков не заражаться энергией стаи, а выбирать приятелей, с которыми у них есть не только общие интересы, но и взаимное уважение и понимание. Очень хорошо, если вы знаете друзей своего ребенка.
  • Проводить с ребенком и подростком время на природе, играть в подвижные игры, вовлекать в занятия спортом, в кружки и факультативы (учитывая предпочтения ребенка).
  • Когда ребенок занят полезным и интересным делом, его уже не потянет на "кулачные бои".
  • Воспитывать уважение к старым людям собственным примером: проявлять участие к пожилым соседям, уступать место старикам в автобусе, давать пожертвования дому для престарелых, ходить туда вместе с ребенком хотя бы раз в месяц, привезти гостинцы, пообщаться со стариками или выполнить их небольшие поручения.
  • Говорить с детьми и подростками о цикле жизни, помогать им с ранних лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная житейская мудрость.
  • Беречь семейную историю, рассказывать детям о предках, воспитывая в них гордость за свои корни.
  • Обращаться за профессиональной психологической помощью, если ваш ребенок испытывает наслаждение, истязая зверушек или более слабых людей. Лишь в крайне редких случаях детская агрессия свидетельствует о серьезных психических отклонениях. Скорее всего, ребенок просто не умеет выплескивать негативные эмоции и переживания другим, более мирным способом. И основная задача родителей и педагогов - научить его разрешать конфликты позитивно.

Обсуждение

Поразительное письмо! Отражает всю суть воспитательной работы среднестатистической российской семьи. "Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить." Переводя на нормальный язык - знай своё место и не вякай, пока тебе не разрешили. Представляю себе атмосферу в этой семье... Абсолютно закономерно, что подросшие ребята на улице вымещают на слабосильных своё недовольство такими родителями. Непонятно, чему удивляется автор письма - родители со своей стороны сделали всё для того, чтобы их дети выросли именно такими. Если мать ребёнка, которому 13 лет настолько не в курсе чем он живёт, как живёт, чем интересуется, не знает круга его общения, интересов, а может сказать только, что что "дети приучены уважать старших и не прекословить", то извините, это не вполне адекватная мать. Родительские обязанности не заканчиваются на способности внушить ребёнку "уважение к старшим" (читай между строк - страх перед строгим папой с ремнём). Фактически, в данном случае, воспитание детей ограничилось тем, что их приучили вести себя смирно дома, нимало не интересуясь их внутренним миром. Было бы странно ожидать от таких методов воспитания, иного результата. Думается это письмо - не более чем попытка мамы оправдаться перед самой собой - "ах, этот безумный мир, ах эти дурные компании, завели моего сыночка, который уже научился уважать ремень и следовательно, прекрасно воспитан,в тёмную сторону. А я-то, такая хорошая и строгая мама, немножко недоглядела, что уж меня за это винить, бывает... Нет дорогие и строгие воспитатели, это прямая ваша вина, что ваши дети вырастают пьяницами и наркоманами. И не надо ответственность за свои промахи сваливать на ясли,дет.сад, школу и так далее на всех, кроме себя.

20.11.2007 15:01:51, Игорь

Согласна! Письмо очень однобокое. Ну понятно, подростки плохие, старики хорошие... А кто их воспитывал такими, инопланетяне?

19.08.2006 23:16:42, Анна

О, моя любимая тема. И как всегда в таких случаях ни одного конкретного совета, окромя "надо". Скушшшно, господа авторы.
Что касается обрисованной ситуации, то это ж классический вариант:
Агрессивность,проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
Высокая тревожность, ощущение отверженности - в результате "стадные инстинкты"
Неадекватная самооценка, ан-масс заниженная.
Стремление привлечь внимание взрослых и тд и тп,
а все потому как "Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить..№ (с). Странно,что родительница так удивилась поведению своего сына.

Хм... А КАК именно выплескивать негативные эмоции и переживания? Как этому научить?

Вот не могу я поверить, что среди читателей таких статей будут родители агрессивных подростков, которые старушек грабят. И для кого она написана?
"дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить"
А еще не бегать по двору голыми на четвереньках, не нюхать клей и не есть из мусорных баков.
То есть автор статьи заранее предполагает, что его читатели ночи не спят, а только и думают "как бы это нам так детей воспитать, чтоб нас уважали, не прикословили и по дому помогали". Тут можно только одно сказать, если тебя с такими мыслями воспитывают, неминуемо озвереешь.

03.08.2006 22:07:27, Galka...

Атомосфера в доме армейская -"Правила в доме строгие, дети приучены уважать старших, помогать по дому и не прекословить." Мне кажется, семья- это одобрение и поддержка, а не армия.

ВСе правильно написано в статье- по научному.
Но мне кажется тут не может быть готовых рецептов. НЕ будет агрессии, ребенок в этом возрасте может попасть и в другую историю за компанию со своими сверстниками.
Да и на мой взгляд агрессия по природе своей должна быть у мальчиков. Главное ее правильно направлять.
Главное, это маме надо наладить контакт с сыном и дочерью. Чтоб приходя с улицы они рассказывали ей чем они там занимаються. А она не наказывала и ВОСПИТЫВАЛА, а просто ОБСУЖДАЛА и учила ребенка самого думать о последствиях его действий. И предоставляла право ребенку самому выбирать компании и род развлечений. А запретами и органичениями мне кажется проблем не решить.

03.08.2006 11:17:11, Татьяна

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png